О справедливых ценах на рекламу

О справедливых ценах на рекламу

Видимо, пришло время для честного и открытого разговора рекламщиков и заказчиков. Есть спрос на рекламу и понимание её необходимости, есть большой выбор специалистов по рекламе. Но вопрос цен остается открытым, напряженным для обеих сторон. Сделка закрывается, но либо рекламщик, либо заказчик, а порой и оба, остаются с ощущением будто ему залезли в карман. Проблема в справедливом и понятном ценообразовании. Сразу хотела бы уточнить, что рекламщиками называют людей, выполняющих совершенно разную работу: маркетологов, дизайнеров, менеджеров по рекламе в печатных изданиях, на радио, на ТВ, в фирмах по наружной рекламе, SSM-щиков, BTL-щиков и прочих. Проблемы с ценами в общем у всех похожие, но хуже всего обстоят дела с расценками на интеллектуальный креативный труд.

… всякой роскоши есть своя цена. Эдит Уортон

Начнем по порядку. Решили вы, что нужно рекламироваться. По уму, сначала нужно разработать фирменный стиль, затем составить маркетинг-план, затем разработать рекламные материалы для реализации этого маркетинг-плана. Затем проанализировать результаты и составить новый маркетинг план, с учетом эффективности мероприятий предыдущего. И так далее, процесс рекламирования должен происходить постоянно, если хотите не выбрасывать деньги, а получить максимальный эффект от работы рекламной отрасли.  

Если вы будете выполнять эту схему, эффект от рекламы обязательно будет, и будет ошеломляющим. А если раздавать “где получилось” флаера без фирменного стиля — это 100% выброшенные деньги (исключение может быть только для распродаж «-99%»). И то и другое выглядит и называется рекламой, но! Во втором случае результаты непредсказуемы. Поэтому реклама воспринимается как «русская рулетка» и оплачивать её готовы по принципу «дай сколько не жалко, вдруг повезёт». А лишних денег не бывает, вот и конфликт.

Чтобы разобраться кто кого дурит, расскажу как происходит разработка работающего(!) логотипа и фирменного стиля (ФС).

Тут надо сказать, что заказчик часто хочет просто логотип, или хотя бы знать цены отдельно на лого и отдельно на фирменный стиль (как правило для того,  чтобы заказать ФС у другой фирмы подешевле). Это большая ошибка, т.к. логотип сам по себе не существует и является лишь частью ФС. А если вы поместите лого, например, на белую визитку, потом на желтую футболку и на серебристую вывеску, то ваш ФС «от фонаря» таки будет существовать, но будет портить вашу репутацию и сведет на нет эффект лого. Так что даже простенький, но четко узнаваемый ФС, лучше его отсутствия.

Фирменный стиль может разработать ТОЛЬКО маркетолог (т.е. человек с дипломом маркетолога), т.к. ФС — это не картинки, а концепция, общающаяся с вашим потребителем.  Концепция не придумывается с пустого места, а возникает на основании анализа рынка. Воплощением концепции в конкретный дизайн занимается дизайнер под строгим контролем маркетолога. Так, и только так. Отсюда вытекает следующее: перед тем как заказывать ФС (а также маркетинг-план и рекламные материалы) убедитесь в наличии у исполнителя диплома маркетолога. Как вариант, можете нанять своего маркетолога в штат, он разработает концепцию и будет осуществлять контроль, а для реализации можете обратиться к какому угодно дизайнеру.

Дизайнер — это человек, умеющий работать с графическими программами. Рисует порой даже очень симпатично, особенно если имеет художественное образование, что может ввести в заблуждение по поводу способности дизайнера самостоятельно разработать настоящий логотип или фирменный стиль.

Вам очень повезло, если вы нашли дизайнера с дипломом маркетолога — это идеальное сочетание, но встречается редко.

Теперь по ценам. В Украине за разработку фирменного стиля просят от 100 грн. (часто делают даже бесплатно или за бутылку пива) до $100 000 .  В Одессе — до $5 000. Т.е. разлёт цен от плюс до минус бесконечности. Это главное, что нервирует заказчиков.

Разбираемся.  Минимальная из возможных цен на фирменный стиль самого плохого качества, исходя просто из стоимости трудочасов по минимальной ставке — это $150. Средний уровень обойдется в $500-800. Высокое качество $1 500-3 000. Цены в Одессе выше $3 000 за стандартный пакет фирменного стиля могут означать, что перед вами признанный гений (как Артемий Лебедев, Валентин Перция), который может называть любые цены, либо агентство, которое на самом деле занимается обналичкой, а дизайн — лишь ширма и реально за него таких денег никто не платит. Что касается тех, кто берет меньше $150, это «непризнанные гении».

«Непризнанные гении» есть в любой профессии, но традиционно, в творческих профессиях их больше всего. Вообще, 70% «творческих людей» являются «непризнанными гениями». Их отличительными характеристиками является полная нищета, странная одежда и чрезвычайная ранимость. На самом деле, они далеко не так гениальны как им кажется. И что важно, они не могут выдавать стабильный результат: то великолепно, то очень плохо. Работают только по вдохновению, требуют неуёмного восхищения и тотального одобрения. Получить это можно только если не брать деньги за свою работу (или брать очень маленькие деньги). Дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. И такая бесплатная работа, как ни странно, приносит «гениям» много пользы: большое портфолио, признание таланта, свободу от ответственности за результат, возможность обвинять всех заказчиков в том, что на нем наживаются.

В заключение хочу сказать. Оплата творческой интеллектуальной работы маркетолога и дизайнера — лишь капля в море затрат на рекламу. Но будут ли затраты на рекламу пустой тратой денег или выгодным вложением, зависит только от дизайна. Этот этап самый важный в создании имиджа. Не позвольте себя увести с дороги успеха!

Мы желаем Вам процветания!

Piona IBB